Рождественский репортаж

ЗАЛ  РАЗВОРАЧИВАЮЩИХСЯ  КРЫЛЬЕВ

Почему Рождество - самый «детский» праздник в календаре?

Профессор Эйдан Грин

Потому что дети нуждаются в чудесах, как в витаминах. А Рождество без чудес немыслимо.

…Ребёнка сажают на стульчик, надевают на голову высокую остроконечную шляпу, звучат барабаны и… в шляпе неведомым образом оказывается значок факультета (Ульвиссена, Фламменора или Кервуса).
Дети очень долго искали в шляпе потайной карман или двойное дно, пытаясь понять, как же там что-то может оказаться, если шкатулка со всеми значками выставлена на стол - на всеобщее обозрение.
- Но вот недавно, - улыбается профессор Терра, - кто-то из старших всё-таки догадался…
Меня же больше завораживает выбор шляпой.
- Откуда у вашей шляпы такая необыкновенная интуиция? Новейшее изобретение в области шляп и экстрасенсорики?
- Открою вам секрет. Шляпа слушается советов – родителей ребёнка и моих: я занимаюсь приёмом детей в нашу школу и провожу собеседование с родителями по поводу способностей их ребёнка.
Значит, никаких чудес?
Однако школа, о которой идёт речь, - это как раз Школа чародейства и волшебства. Школа «Остентум» в Санкт-Петербурге.

Неминистерское творчество
«Я поступила в интернетовскую Школу Хогвартс Сириуса и на первом же курсе стала там лучшей ученицей. Мне бы хотелось попробовать свои способности в реале», - пишет Кира.
«Я с 8 лет мечтал стать волшебником. Сколько я только книжек не покупал. Мне нравится, что вы открыли школу. Но жаль я туда попасть не могу, потому что я живу в другом городе. А я так хотел...»
«Здравствуйте! Мой сын просто бредит Гарри Поттером! Он знает все заклинания, проходит все этапы игры в Гарри Поттере. Он мечтает тоже учиться в Хогвартсе. Но ему ещё пять с половиной. Посоветуйте, что нам делать. Я как узнала, что у нас есть такая школа, очень обрадовалась. И огорчилась, когда прочитала в информации для поступающих, что берут с семи лет. Может, у вас есть подготовительные курсы?»
Книга о Гарри Поттере стала не столько литературным, сколько социальным и психологическим феноменом. И это, как считает школа «Остентум», не случайность. Сочетание картины мира этого персонажа и его этики является простым и верным ключом к его популярности. Понятия чести, дружбы, благородства, присущие Гарри и его друзьям, особенно важны для детей. Так же, как и пространство книги - противопоставленное привычно-технократическому. Она не для тех, кто верит лишь в то, что можно измерить и потрогать руками...
Школа «Остентум» - это не фан-клуб и не игра в Гарри Поттера. Программы Школы, вместе с ощущением обыденности чуда, дают детям представления об истории культуры, мифологии и символике, технике образного и логического восприятия, интеллектуального моделирования, навыках работы со смысловыми структурами, о методах гармонизации и многом другом, чему, к сожалению, не учат в обычных школах.
А базовый фундамент программ Школы «Остентум» - это прежде всего Этика. Та самая, которая одинакова для всех - для магов и маглов, для богатых и бедных, старых и молодых, для всех.
- Те, кто хочет превращать парты в слонов, быстро отсеиваются, - рассказывает руководитель Школы Ольга Косулина (профессор Терра). - Путь к волшебству в нашем понимании – это длительная тренировка собственного сознания и своих способностей. Можно называть это психологией, можно - магией эзотерикой, суть от этого не меняется. Предметы Школы направлены также на повышение культурного уровня детей и умение адекватно воспринимать любую ситуацию. Мы стараемся не отрывать детей от жизни, не мистифицировать излишне окружающую реальность. Мы позаимствовали у Джоан Роулинг игровой антураж (мантии, гербы, деканы, соревнования и турниры) и названия предметов, наполнив их своим содержанием. Так как Министерством образования магические школы не стандартизованы, это было нашим творчеством.
«Остентум» существует с 2002 года, занятия проходят по воскресеньям, и принимают туда детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Перед началом учебного года будущий ученик получает письмо, написанное изумрудными чернилами, с приглашением в Школу чародейства и волщебства. А по факультетам детей в торжественной обстановке распределяет волшебная шляпа.
Факультетов в школе три.
Ульвиссен (на эмблеме – сова) - факультет стратегий интенсивного обучения, включающего методы скоростного восприятия информации, быстрого и осмысленного чтения, развития образной и процессуальной памяти, анализа смысловых структур. Профилирующий предмет – Практическая магия. Дети, хотя бы год отзанимавшиеся ею, дают пять-семь верных решений на новую задачу, новички – одно-два.
Фламменор (на эмблеме – саламандра) - факультет развития образной сферы мышления, сенсорных и творческих способностей, обучения методам активизации восприятия и интуитивного анализа информации. Профилирующий предмет – Трансфигурация. Знаменитое упражнение из Практической магии и Трансфигурации – «Муха в кубе». Два или несколько игроков представляют куб 3х3х3 клеточки. В центральной ячейке сидит муха. Каждый называет свой ход: влево/вправо/вверх/вниз/вперёд/назад и «передаёт» куб другому, тот следующему и т.д. Выбывает тот, кто вывел муху за границу куба.
Кервус (на эмблеме – олень) - факультет Здоровья и Гармонии. Это телесная психотерапия, методы концентрации внимания, снятия стрессовых состояний, культура, философия и психотехника физической и эмоциональной динамики. Профилирующий предмет – Магическая динамика. Практикой по этому предмету, например, для второкурсников является стрельба из настоящего лука на стадионе «Динамо».
Кстати, некоторое время назад предмет Магическая динамика назывался иначе – Полёты. Но дети замучили: когда же мы будем летать на мётлах? Приходилось объяснять: хорошо, ребята, давайте представим, что вы вышли на улицу, сели на метлу и полетели. Куда вы прилетите? В сумасшедший дом?
 

Бородатая Ева
Заочных школ чародейства и волшебства в Интернете немало, реально же существующих, «очных» всего три – в Австрии, Швейцарии и в Петербурге.
Самое сложное в создании подобных школ – это преподаватели-специалисты.
Преподаватели «Остентума» - уникальные личности, за спиной каждого редкий опыт. Профессор Брюс, к примеру, имеет многолетнюю практику занятий теннисом, фехтованием, водными видами спорта, альпинизмом. При этом является художником-реставратором, и участником археологических и этнографических экспедиций. Профессор Эйдан Грин - потомственный специалист в области традиционной травологии и целительства. Профессор Август-Вильгельм - антрополог, психолог, преподаватель философского факультета СПбГУ…
Мир «Остентума» вырисовывался постепенно.
Профессор Грейс, преподаватель курса, рассказывает:
- Мы изучаем культуру во множестве её аспектов: символизм в изобразительном искусстве, обрядах, религии, алхимии, изучаем геральдику и флаги. Иногда случаются курьёзы. Показываю детям св. Франциска и св. Андрея, спрашиваю, кто это. Мне мило отвечают: Адам и Ева. Не могли бы вы объяснить, спрашиваю у них, кто из них Адам, а кто – Ева, ведь они оба бородатые… Такая вот детская непосредственность. Или другой пример: разбирались со свастикой. Я говорю им, что это знак солнца, а сама думаю, сейчас скажут мне: это не знак солнца, это знак фашистов… Но молчат, я спрашиваю, знают ли они, кто такой Гитлер. Снова молчание. Так что, по сути говоря, на уроках мы занимаемся ликбезом.
Профессор Терра добавляет:
- Даю упражнение на умение работать с мысленным экраном – прошу световым лучом одним росчерком нарисовать пятиконечную звезду и невзначай спрашиваю, знает ли кто-нибудь, что означает этот символ. Молчание. Дети 9-10 лет уже не знают, что это совсем недавно был знак и символ Советского Союза. А о том, что это звезда Марса, о том, пентакль и популярный масонский символ, не знают и подавно. Так что Знаки и символы просто необходимый предмет.
А вот Защита от тёмных сил в Школе не прижилась.
- Видимо, мы хорошо вошли в строй книги, - смеются профессоры. – Там больше года ни один преподаватель по защите от тёмных сил не продержался. У нас же – не больше семестра. В итоге технику безопасности (например, работы с собственной психикой) мы распределили по остальным предметам, а курс закрыли. Решили, что он не согласуется с доктриной школы по той причине, что мы не обсуждаем воздействие. Маг не владеет силами природы, маг с ними сотрудничает – и то ненасильственно и в крайнем случае. Поэтому ни о каких нападениях в нашей школе не идёт речь. Кстати, один из преподавателей этого предмета начал свой первый урок с того, что спросил у детей:
- Как вы думаете, отчего стоило бы защищаться?
- От мамы, - ответили ему несколько учеников.
Неплохо бы всем родителям задуматься об этом.
Вскоре в программу школы добавился предмет Заклинания. На младших курсах постановка вопроса проста: если вы хотите работать с заклинаниями, научитесь их хотя бы произносить - с малышами занимаются фонетикой. А на старших курсах профессор Ника уже всерьёз знакомит с риторикой и даёт основы лингвистики. Идёт разбор простых ситуаций, чтобы ученики понимали, что слово и пожелание, в которое вложены стремление и эмоциональный порыв, запросто становится заклинанием. Поэтому со своей речью важно обращаться осознанно. Можно, прощаясь, сказать человеку «счастливо» так, что он весь день будет летать на крыльях, а можно сказать «пропади пропадом» и немножко перестараться…
С прошлого года в Школе - Магия общения. В какой-то момент преподаватели Школы поняли, что многим детям не достаёт простого воспитания, умения не заглядывать в сумку другого человека, не перебивать.
Кстати, в программу курса входит также освоение английского языка. За то количество часов, которое отводится в «Остентуме» языку, дать весь английский нереально, поэтому основная цель курса – снять языковой барьер и показать, что изучение языка может быть удовольствием.
В предмет Травология и зельеварение входит курс Ароматические зелья. Но он небезопасен: когда вся группа в аудитории работает с эфирными маслами, сложно проследить, чтобы никто не коснулся пальцами глаз, поэтому Ароматические зелья - факультатив. Что касается травологии и зельеварения, очень эффективными занятия получились в лагере школы «Остентум» летом. Это уже были не лекции, а сплошная практика. Дети счастливые носились с гербариями...
В Школе какое-то время была Латынь. Дети сами предложили, а потом взвыли. Сейчас Школа вводит в качестве факультатива Музыку. Очень уж профессоров «Остентума» задевал стереотип: якобы одним способности к музыке даны, а другим – медведь на ухо. У Школы иная точка зрения.
…Посидели-посидели родители у детей на занятиях и попросили сделать для них, родителей, старший курс!
 

Неотшлёпанные и благословлённые
Уроки, вырванные из контекста, могут показаться странными. Так, мама забрала свою девочку из школы после того, как зайдя за дочерью в класс, увидела на доске полумесяц со звездой и прочитала слова «мечеть» и «джихад». А на занятии просто-напросто, закончив большую тему «Знаки и символы христианства», разбирали понятия мусульманства.
Уроки, особенно практические, по своему содержанию достаточно необычны, но ребята на них - как рыбы в воде.
Занятие по Трансфигурации. Старший курс.
Домашним заданием для ребят было создание собственных типологий. Блондинка - не блондинка. Шерлок Холмс - не Шерлок Холмс. Люди, которые меня любят - и люди, которые меня не любят.
От полярных типологий перешли к более информативным.
- Выберите для себя цвет наиболее комфортный, наименее комфортный и нейтральный. А теперь посмотрите на сыленном экране, какого цвета человек, с которым вы, например, собираетесь делать бизнес. Вам будет легко понять, созможно ли между ними взаимопонимание.
Любая типология – не истина в последней инстанции и не ярлык, который вешается человеку, и об этом ребятам, конечно, говорят в первую очередь.
А на уроке второкурсников пространство было заполнено драконами: над дружелюбными китайскими и японскими летали иранские и европейские с сомнительной репутацией.
- Что означает жемчужина у дракона?
- Кто помнит, к какой стихии относится жёлтый цвет в Китае?
- Все знают, кто такой Будда?
Дети все разные. И если одна девочка взахлёб рассказывает про Гаутаму, то мальчик позади балуется с ручкой, задумавшись о чём-то своем. Может быть, представляет себя в Зале Рычащего Дракона в японском дворце?
- Учитесь читать рисунки! – обращается к детям профессор Скальд. – Как вы думаете, что означает единорог с чешуей? А дракон со множеством глаз?
- Смотрите, там рука какая-то! – встрепенулся мальчишка, увидев одно из изображений Георгия Победоносца.
- Там нарисовано божественно благословение Георгию, попирающему змея, - пояснила профессор Скальд.
Следующее, что я увидела через несколько минут, - это урок хулиганистого третьего курса, который хорошо бы отшлёпать этой божественной рукой.
- Ни простой человек, ни волшебник, который не держит честного слова, не стоит ни этой школы, ни любого общения!
Урок был интересный, с разворачиванием крыльев за спиной, с угадыванием эмоциональных состояний друг друга, с медитациями на стихии, через которые каждый мог почувствовать, что ему ближе: огонь, вода, воздух или земля. Однако на уроке находились те, кто не держал своего честного слова: не мешать преподавателю. Парочке из них даже пришлось прогуляться по коридору. Этим третий курс напоминал нерадивых учеников из обыкновенных школ.
Но вот звон колокольчика: звонок на перемену.
Косички, чёрные мантии, папки в руках…

«Остентум» на латыни означает «чудесное явление». И разве не чудно, что волшебство, которое, дай бог, лет до семи дети чувствуют в жизни, на самом деле на этом не заканчивается. Загляните в глаза профессорам этой школы, слишком много в них небудничного, таинственного.
Ниточка волшебства может не рваться всю жизнь. А как это сделать: переехать в Петербург, Австрию или Швейцарию, чтобы отдать ребёнка в школу волшебства, или самому услышать в воздухе странные колокольчики и подарить их своему малышу – решайте сами.


Светлана РЯБОВА
Санкт-Петербург - Новгород

 

 Вопросы школе

Диагра: У вас действительно можно обучится такой магии, с помощью которой можно реально создавать какие-либо магические неземные существа одним взмахом палочки или руки, или, может быть, взглядом? Или это просто психологические занятия, на которых учат чему-то подобно магии, но не такой, которой можно сотворять действительно волшебные дела? Пожалуйста, ответьте, а то я уже с ума схожу, запуталась совсем.
Создавать неземные существа одним взмахом палочки мы не учим. Сотворять действительно волшебные дела - да, обязательно. Ни в коем случае не сходите с ума! Заходите в Школу, всё увидите сами.
Вася: А у вас палочки волшебные выдают или всё нужно самим покупать? Если нужно приобретать самостоятельно, то напишите, пожалуйста, адреса магазинов.
Волшебные палочки наши ученики делают сами по окончании Школы. А насчёт магазинов - зачем Вам адрес, Вася? Такие магазины люди либо замечают сами, либо нет.
Чжоу Чанг: Слушайте, вы серьёзно? существует такая школа? а странно, почему вы не упоминаете адрес своего уч. заведения? складывается впечатление, что это всё либо прикол, либо откровенное сдирание денег!! или вообще секта для детей... Что за бред, неужели вы все такие преданные фанаты Поттера? ну это ведь просто сумасшествие!!! А где вы на метле летаете? Во дворе дома? Хм... Оригинально. Ещё нужно было директору взять псевдоним «Дамблдор», было бы просто супер!!!
Да-да, мы Вас услышали, Чжоу. Серьёзно. Такая школа существует, очень весёлая школа, хотя и серьёзная. А адрес нашего учебного заведения мы не упоминаем для того, чтобы не ходили к нам делегации любопытных и недоверчивых и не мешали заниматься. Если Вы внимательно прочитаете наш сайт, то вопросы о секте, фанатизме, мётлах и псевдонимах отпадут сами собой. Относительно денег – школа «Остентум» не коммерческий проект – взносы минимальны.

 

Назад, к списку статей ННГ N01 за 2007 год

_ Новая Новгородская Газета _

15:49-26.06.08г.АннаБыла охвачена духом волшебства лет с семи, когда первый раз прочитала все того же Гарри Поттера. А потом стала искать волшебство в реальном мире. Благодаря маме попала в эту школу, хотя и не на долго - проучилась там весь первый курс и начало второго. Если честно,сейчас уже не помню причины,по которой пришлось покинуть Остентум. Но зато я прекрасно помню дружественную обстановку; ребят - единомышленников,если можно так сказать; занимательные уроки, после которых все дети всегда оставались под впечатлением - настолько предметы разнообразны и интересны) И хочется просто сказать спасибо создателям этой замечательной школы; учителям, которые помогают детям не только поверить в сказку и волшебство, а так же помочь им, подготовить ко взрослой жизни. P.S.: до сих пор храню старые тетради с уроков латыни, травологии и защиты от темных сил, а также письма, фотографии и перья, которые так необычно скрипели при письме)

Имя: