Вокруг тумбы

Коровицын в меняющемся мире

То, что ситуация в музыкальном искусстве страны за последнее время сильно изменилась, - аксиома. Но насколько она изменилась в нашем городе, начинаешь осознавать вполне, лишь наблюдая конкретные события его официальной музыкальной жизни. К примеру, концерт из произведений местного композитора Владимира Коровицына, прошедший 22 декабря в детской музыкальной школе им. С. В. Рахманинова при большом стечении публики, прессы и телевидения.

Лет пятнадцать назад г-на Коровицына не пустили бы и на порог Союза композиторов С.-Петербурга. Ныне этот человек, не получивший академического композиторского образования, - полноправный член Союза, о чём слушателям сочли необходимым напомнить перед началом мероприятия. Лет двадцать-тридцать тому назад и представить было невозможно, чтобы после исполнения сочинений какого-нибудь новгородского автора кто-либо из слушателей, преподнося ему цветы, во всеуслышание безапелляционно сравнил бы его с С. В. Рахманиновым. Между тем, именно это произошло в финале концерта. Мне возразят - а что во всем этом плохого? Новгородский композитор вроде бы вышел на одну из столичных арен, его искусство оценивается новгородской публикой очень высоко…
Прекрасно отдаю себе отчёт в том, что при оценке того или иного явления музыкальной жизни Новгорода к голосу музыкантов-профессионалов прислушиваться не принято, а институт музыкальной критики у нас отсутствовал всегда, и всё же попытаюсь изложить собственные наблюдения и размышления, касающиеся авторского концерта В. Коровицына. Сразу замечу, что для объективного анализа всего происходившего прежде всего следует отбросить «эмоциональную составляющую» - внешние приметы успеха, которым, на взгляд поверхностного наблюдателя, он сопровождался. Эти приметы - не что иное, как следствие сугубо провинциального по своей природе феномена «кумовства» в искусстве, когда явления этого самого искусства оцениваются не в соответствии с их реальной значимостью, а по тому, знакома ли лично публика с автором.
Если подходить к музыке В. Коровицына непредвзято, то прозвучавшие в концерте вокальные сочинения (детские песни для хора, солистов и ансамблей, а также вполне «взрослые» романсы на слова поэтов Серебряного века) в собственно художественном отношении малоинтересны. Они эклектичны в интонационном плане (и никакие постмодернистские музыкально-эстетические рассуждения здесь положения, увы, не спасут), банальны по мелодике (такого количества секвенций в минуту звучащего времени мне давно слышать не приходилось), их композиторские решения в целом однообразны и прямолинейны. Кроме того, известно, что одаренность композитора, пишущего сочинения для голоса, проявляется, помимо всего прочего, в том, насколько тонко он чувствует поэтический текст, насколько интересно с ним работает. В этом плане творчество г-на Коровицына также оставляет желать много лучшего: он, по-видимому, в принципе не знаком с тем, что в музыковедении определяется понятием «встречный ритм» (это особенно заметно в романсах). Единственное, что несколько изменилось в лучшую сторону в нынешних творениях В. Коровицына по сравнению с его вещами, скажем, десятилетней давности, - гармонический язык, который стал несколько более разнообразным. Единственной вещью В. Коровицына, которая произвела приятное впечатление органичностью сосуществования музыки и текста, была песня «Правдивая история», исполненная хором мальчиков.
Возвращаясь к провинциальному явлению «кумовства» и его роли в успехе, которым пользуется г-н Коровицын, хотелось бы воздать должное умению самого композитора и его родных инициировать рекламные кампании в прессе. Практически все городские газеты в последние годы написали о г-не Коровицыне по меньшей мере один материал хвалебно-презентационного плана. Приводимая в подобных материалах информация (скажем, о зарубежном конкурсе, выигранном Коровицыным) в серьёзных музыкальных кругах способна вызвать лишь снисходительную улыбку (телевизионный конкурс в Стокгольме проводился среди любителей музыки, и было бы странно, если бы принявший в нём участие профессионал с консерваторским образованием, каковым является баянист В. Коровицын, не выиграл бы его), однако местные масс-медиа преподносят подобные истории как выдающиеся достижения чуть ли не всероссийского масштаба. На сегодняшний день феномен Коровицына напоминает мне феномен Анастасии Волочковой (с поправкой на провинциальный масштаб происходящего). Как ясно любому профессионалу, Волочкова - балерина достаточно посредственная, выступает мало, однако разговоры в третьеразрядной прессе вокруг собственной персоны создавать умеет. В этом плане в связи с г-ном Коровициным чрезвычайно показательной кажется мне недавняя посвящённая ему выставка в областной библиотеке: на нескольких полках было представлено невероятное число местных газетных публикаций о нём и лишь один (!) сборник его сочинений.
Понятно, что подобное может происходить лишь в ситуации музыкально-культурного вакуума, который с известных пор ощущается в нашем городе и который не могут заполнить единичные акции наподобие проводящихся раз в несколько лет международных конкурсов или редких гастролей столичных солистов и оркестров. Для ликвидации этого вакуума необходимы самые срочные меры на самых разных уровнях - от общегосударственного до городского. На городском уровне одним из ближайших реально осуществимых проектов мог бы стать поддерживаемый администрацией города ежегодный концерт из произведений всех новгородских композиторов (подобные концерты регулярно проводились в 1970-х гг.). В 2007 г. он мог бы быть посвящен памяти новгородского композитора Виктора Алексеевича Никитина. Этот безусловно талантливый автор, который, хоть и не был членом Союза композиторов (и вообще как-то не стремился к чинам и славе), создавал замечательную музыку и до сих пор пользуется подлинной и вполне заслуженной всероссийской известностью (недавно по столичному радио вновь передавали его замечательную песню «Закаты», исполнявшуюся каким-то музыкальным коллективом из другого региона). Концерт, где прозвучали бы никитинские песни, которые в нашем городе почему-то стали забываться, мог бы стать не только данью памяти и уважения нашему земляку, но и одним из стимулов к дальнейшему музыкально-творческому развитию Новгородчины.
 

При проведении подобных концертов вполне может статься, что творчество г-на Коровицына окажется не самой интересной составной частью музыкальной жизни города. Зато сама эта музыкальная жизнь будет, без сомнения, интереснее.


Татьяна Берфорд

 

Назад, к списку статей ННГ N01 за 2007 год

_ Новая Новгородская Газета _

14:23-25.10.07г.Неприятная статья

Имя: