Мы писали

ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

«Обед съешь сам, а полдник отдай тётке Инфляции»
(«ННГ», №7)

Новгородский городской Комитет по образованию разработал проект, который предусматривает реорганизацию школы № 28 с перераспределением учеников в гимназию «Гармония» и школу № 26. В освободившееся здание предлагается переместить вечернюю школу и школу № 19 – детей с девиантным поведением.

Владимир Николаевич Зверев, учитель труда школы № 28:
- Процесс трудового обучения в большинстве школ заброшен окончательно. Ко мне из других школ приходят ребята и говорят: Владимир Николаевич, мы там и крестиком вышиваем и лепкой занимаемся… И это мальчишки! Я тридцать шесть лет - учитель труда и знаю: если мальчишка инструмента в руках никогда не держал, потом нормального мужчины из него не получится.
Владимир Николаевич проработал 15 лет в школе № 11, в школе № 28 работает уже 21 год. Застал то время, когда школа работала в две смены, теперь же у него нагрузка всего 16 часов. Однако за прошедшие годы добился, во-первых, того, чтобы под мастерские были выделены такие просторные помещения, каких нет ни в одной школе, а во-вторых, сотрудничая с новгородскими заводами, подобрал оборудование. Помимо станков учебных, в классах – настоящие заводские. Было время, когда старшеклассники даже получали зарплату – вытачивая детали для предприятий. В прошлом году на городской выставке технического творчества 28-я заняла первое место. Премию в 30 тысяч рублей Владимир Николаевич использовал на приобретение уникального инструмента…
- С аргументами комитета вы не согласны?
- Их можно понять. Но контингент ребят падает сейчас во многих школах. Однако раз уже понадобились детские сады, через какое-то время понадобятся и школы. создавая мастерские, я рассчитывал, что они – на века, а не на пять лет. Три года назад, когда начался первый бум с закрытием школы, нас оставили именно благодаря этим мастерским. Но так как школа стала участвовать в российско-голландском проекте, мне развернуться не дали. Мои ребята, как по команде, стали уходить на занятия в ПТУ. Голландия – маленькая страна, порядка в ней больше. А в российских училищах - отсутствие базы такое же, как и во многих школах. «Поищи в той куче», - говорил мастер. Приукрасили ребята? Вряд ли. Их стали отпускать с «уроков», и они приходили ко мне: можно у вас поработать?
- Сейчас у вас совсем мальчишек мало. Вам не предлагали обучать ребят из других школ?
- Я отказался. Наверное, я эгоист, но когда моих ребят отобрали, брать чужих на воспитание я не захотел. К тому же состояние здоровья было аховое. Теперь, если сюда переведут вечернюю и школу № 19, уйду, так как две жизни мне не прожить. Когда уходил из 11-й, ещё полжизни впереди было, а теперь возраст даёт о себе знать. поймите: я патриот своей школы. Мне было очень трудно уйти из 11-й, для меня это была трагедия, теперь очередная предстоит. Я за всю свою жизнь поменял лишь три места работы. Когда пришёл из армии, четыре месяца проработал на телевизионном заводе инженером-диспетчером и понял, что не моё - бумажки перебирать. потом была 11-я школа, теперь 28-я. Жаль мастерских, это ведь дело не только моих рук – многие помогали.
- Если вам предоставят помещение и предложат оборудование забрать?
- Забрать - нереально. Чтобы станки демонтировать и перенести, нужно 1,5 миллиона рублей. А коммуникации?.. К тому же сейчас таких площадей ни одна школа не даст.
Конечно, демографический кризис, детей ведь не настрогаешь. Однако, если бы мы работали без угрозы постоянного закрытия, к нам бы дети шли.
Сейчас от каждого нужны деловые предложения. Недавно разговаривал с деканом инженерно-технологического факультета о сотрудничестве. Мы не сдаемся, пытаемся бороться. Здесь есть педагоги, которые в школе – со дня основания. Они пенсионеры, их что, трудоустроят? Скажут: у вас пенсия есть, сидите дома… Жестокое время, жестокое обращение с людьми...
 

Татьяна Николаевна
Коновалова,
директор школы № 28:

- 29 педагогов, 11 человек технического персонала, 3 работника столовой. Куда идти, например, человеку с дипломом учителя, с 14 разрядом? Переквалифицироваться в воспитателя детсада? Я считаю, что такие предложения – унижение людей и самого труда. Нарушается также право родителей на получение их детьми образования в том учреждении, которое они выбрали. В прошлом году, в марте, родители будущих первоклассников уже подали заявления – человек тринадцать. Но поднялся вопрос о закрытии школы и нам сказали документы вернуть. Когда было объявлено, что школа остаётся, обратно вернулось лишь пятеро.
- Вопрос о реорганизации стоял еще несколько лет назад …
- Всё началось шесть лет назад, когда было решено обычных детей и детей-инвалидов обучать совместно - на базе школы № 28. Предполагалась коренная реконструкция школы под большие деньги, которые должны были дать американцы. Но идея провалилась. Первый отток детей. Какое-то время нам дают поработать спокойно, а потом начинаются разговоры о реорганизации, снова отток детей.
Ошибки совершаются в каждой школе, школа ищет себя, подбирает программы. Но когда так лихорадит, дать результаты невозможно.
С апреля начинается комплектование на следующий год. Теперь родители станут думать: стоит ли вести сюда первоклассников? Начнут думать и четвероклассники. И тем более будущие десятиклассники: один класс отучиться, а заканчивать другую школу - при нынешних-то ЕГЭ?
- У вас большое здание, а детей мало...
- По крайней мере, за большое здание у нас нет долгов, мы умудряемся ещё надбавки и премии давать педагогам. Мы умеем выживать, сами находим спонсоров, многое делаем своими руками. А ведь в городе есть школы, в которых детей ненамного больше наших и состояние которых не ахти.
- Но ведь есть серьёзные цифры не в вашу пользу.
- Мы их знаем. Однако почему городской Комитет по образованию не приводит другие цифры: в течение года и из «Гармонии», и из гимназий № 3 и № 4 к нам перешли не менее 10 человек. К тому же не всегда малокомплектность – это плохо. Педагогу с такими классами работать проще.
- Почему вы считаете, соединение здесь школы № 19 и вечерней школы неразумным?
- Контингент Вечерней школы и 19-й, детей со специфическим поведением, соединять просто-напросто опасно, и так Западный район криминален. К тому же в этих школах отсутствует как таковая система классного руководства. Во что превратится огромная территория школы? мы выходим на субботники – думаете, они тоже это будут делать?
- Однако компромисс ведь необходим.
- Уже образована согласительная комиссия, куда входят родители, депутаты и работники комитета по образованию. Нас заверили, что они будут искать компромисс столько месяцев, сколько понадобится. Главное, не рубить с плеча.


Светлана РЯБОВА
 

 

Назад, к списку статей ННГ N11 за 2006 год

_ Новая Новгородская Газета _

Имя: