БИЛЕТЫ НА ЭЛИТНЫЙ ПОЕЗД В КАССУ НЕ ПОПАЛИ

Репортаж из-за парты

Три дня в Великом Новгороде в Региональном центре развития образования проходил конкурс “Учитель года-2004”. И вот на торжественном закрытии, которое проходило в зале 32 школы, как на церемонии вручения «Оскара», были вскрыты конверты. 3 место заняла Парфёнова Татьяна Александровна, учительница русского языка и литературы Новгородской вечерней школы, 2 место – Николенко Ольга Ивановна, преподаватель музыки и мировой художественной культуры боровичской школы № 1, 1 место – Банникова Наталья Станиславовна, учитель географии новгородской школы № 4.

Мэри Поппинс живёт в Пестове

    В первый день в зале, где заседало жюри, за импровизированные парты сели учащиеся новгородских школ. Конечно, дети и конкурсанты не были знакомы. Тем труднее за двадцать минут урока создать рабочий настрой в “классе” и обучить своих подопечных чему-то новому.
    Прозвенел настоящий звонок, раздалась знакомая мелодия, и из-за доски выпорхнула… Мэри Поппинс со своим неизменным зонтиком. В жизни она оказалась учительницей английского языка. Вошла, поздоровалась, поинтересовалась у каждого, какие есть проблемы в английском (“это будет нашим маленьким секретом”) и показала, как сделать так, чтобы изучение английского шло с радостью, удовольствием. На глазах у жюри, болельщиков и конкурсантов дети за 10 минут выучили стихотворение на английском “У меня есть друг”.
    Методика сводилась к тому, что пары школьников слушали друг друга, вслух произнося стихи, помогали соседу, исправляли ошибки.
    - Вы учили своего партнёра, а он вас, - подвела итог английской “физкульт-минутки” учительница, когда все вновь оказались на своих местах. – И что же у нас получилось? Кто уже сможет пересказать всё стихотворение наизусть?
    Надо ли говорить, что готовы оказались все. Уча других, мы учимся сами, прав был Сенека.
    - Я знаю много-много методов и приёмов, которыми на уроках стараюсь будоражить умы. Дети, играя, не замечают, что учатся, - рассказывала Марина Викторовна Попова из школы № 6 города Пестово уже на второй день, на защите опыта работы (в этот день “учениками” по очереди уже были сами конкурсанты.) С помощью одного из них вы быстро разберётесь в таком сложном явлении английской грамматики, как английское настоящее время. Повторяю, - легко. И даже вкусно. Хотя, бывает, на нём спотыкаются.
    Да уж, помним. Английское настоящее не всем даётся сразу: их, в отличие от русского языка, целых четыре: простое, длительное, завершённое, настоящее завершённое длительное. Но у Марины Викторовны даже “немцы” разобрались в теме очень быстро. Для начала каждый получил по конфете.
    - Возьмите конфету, разверните. Это будет простое настоящее время. Теперь начнём кушать (кто на диете, может просто откусить кусочек!), действие происходит сейчас, процесс длится, это настоящее длительное. Съели крошечку – настоящее завершённое. Доели конфету- настоящее завершённое длительное.

«Я боюсь войти в класс»

    Преподаватель ОБЖД (основы безопасности жизнедеятельности) из Любытина А.В. Иванов в кулуарах напевал коллегам учительские авторские песни типа “Я боюсь войти в класс, они там стоят на ушах…”. Вот на уроке-импровизации и досталось ему задание, научить класс выбраться из экстремальной ситуации. Может быть, даже банальной: пошёл класс в поход.
    - Итак, идём в лес, - начал вводить ребят в ситуацию Александр Викторович. – Какой лес выбираем? Смешанный? Ладно. День или вечер?
    Мальчишки сразу закричали “Вечер, так страшнее”.
    - Пусть. Идём, тропинка потерялась, что будем делать?
    При наводящих вопросах преподавателя школьники отрабатывают схему поведения при такой ситуации. Решают, что сначала надо снять стресс и страх, потому что во власти этих чувств человек становится заторможенным, реакция его неадекватна.
    - А как снять стресс?
    - Надо послушать классическую музыку, - поднял руку один продвинутый мальчуган.
    - Поспать, попить воды, глубоко вздохнуть, внушить себе, что всё хорошо, - высказались знатоки аутотренинга.
    “Осмотревшись” и “обнаружив” у себя царапины, вспомнили про оказание первой медицинской помощи, когда под рукой вдруг не окажется ни бинта, ни жгута. Справившись с проблемой подручными средствами (были предложены кусок рубашки, ремень, платок), приступили к сооружению временного жилья и пошли искать воду. Не забыли подать сигнал бедствия. Конечно, костёр, чтобы привлечь внимание пламенем или дымом, разводить в учебной аудитории не стали, но в подаче звуковых сигналов бедствия потренировались. А учитель ещё и подзадоривал:
    - Ты чего так неслышно свистишь? Чего боишься? Мы же в лесу сейчас.
    - Денег не будет.
    - Тогда кричи.
    В короткое время урока-импровизации научились определять стороны горизонта, обеззараживать воду, разводить огонь. Причём некоторые виды костров назвали сразу – и шалашик, и колодец, - а про ладью, таёжный и звёздный даже не знали. Но учитель помог разобраться и с этим. А главное, мысленно пережив опасную ситуацию, дети задумались вообще о том, что в жизни они подстерегают человека порой в самых неожиданных местах.
    - Я очень люблю свой предмет за то, что он учит беречь самое ценное – жизнь. Стараюсь научить ребят впитать главные принципы ОБЖД – предвидеть опасность, избегать её и по возможности действовать чётко.

Налейте молока в букву О

    Учитель – удивительная профессия, в одном человеке объединяющая черты взрослого и ребёнка. С каким интересом и вниманием следили конкурсанты друг за другом во время защиты опыта работы, прикидывая, можно ли использовать тот или иной приём в своём предмете.
    - Первоклассникам, недавно пришедшим к нам из детского сада, привыкшим много играть, трудно перестроиться на рутинный, малоподвижный образ жизни, - говорит учительница начальных классов Шимской школы Елена Юрьевна Золотова. –Чтобы не травмировать сильно их психику, мы учим ребят через игру.
    Приходят малыши в класс, а им предлагается нарисовать остров сокровищ, чтобы потом отправиться в путешествие, знакомясь с новыми словами и понятиями. Или нарисовать на уроке рисования красивый торт, а на математике с помощью линейки поделить его сначала на три, потом на шесть частей – тут придумывается множество заданий. Ещё, конечно, очень хорошо запоминаются цифры и буквы, когда дети с помощью кода “расшифровывают” определённые слова.
    У таких детишек сильно развито наглядно-образное мышление. Правильно использовав его, учитель может уже с первого класса приучить школьников грамотно писать словарные слова. В доказательство Елена Юрьевна пишет на доске слово мОлОкО и просит «детей» (в их роли во второй день выступали, правда, уже учителя) вспомнить, в чём можно его хранить.
    - В кувшине? Правильно, - и под первой буквой О появляется тулово макитры. Вторая О становится банкой, третья – донышком блюдца… Но через все буквы и рисунки чётко проступают три гласные, правильное написание которых в слове молоко запомнит теперь самый ленивый.
    Жанна Сергеевна Притуляк, педагог новгородской коррекционной школы № 7, показала, как можно развить коммуникативные способности ребёнка через самые обыденные речевые ситуации:
    - Устная речь не только многих детей, но и взрослых очень часто трафаретная, невнятная. Барьеры в общении возникают на каждом шагу: не знают, как попросить прощения, как позвать к телефону друга, попросить лекарство в аптеке. Исправлять это нужно ещё в детстве. Вообще, учить ребёнка надо тому, главным образом, что может быть ему полезно в жизни.
    У Жанны Сергеевны на каждую речевую ситуацию разработан методический материал, который она великодушно предложила всем собравшимся:
    - Возьмите в свои школы, передайте учителям начальных классов, им пригодится.

Чтобы все эти новые методики и приёмы получили распространение, в областном комитете образования было решено, что агитпоезд из лучших педагогов поедет по области делиться опытом. Естественно, билеты в элитный поезд в кассу вокзала не поступят. Но о расписании его движения новгородских педагогов известят заранее.

Леонтий Сухов

 

ИССКУСТВО БАЛОВАТЬ ДЕТЕЙ

От взрослых сейчас только и слышишь, что дети пошли избалованные да непослушные. А вот преподаватели, приехавшие на конкурс, продолжают любить детей, словно и не было в их практике сорванных контрольных, разбитых окон, невыученных уроков.

Т.А. Парфёнова, учитель русского языка и литературы Новгородской вечерней школы: “Не бойтесь баловать своих детей, ведь вы ещё не знаете, что ожидает их в будущем”.
А.А. Марков, учитель физкультуры из Кулотинской коррекционной школы-интерната: “Важно создавать для каждого благоприятные условия для занятий физкультурой и спортом. Самое важное качество, которое хотел бы воспитать в учениках, – бережное отношение к своему здоровью”.
С.Ю. Иванов, учитель физики Маловишерской школы № 2, хочет воспитать в своих учениках “способность к достижению успеха в моральном, материальном и личностном плане за счёт правильной организации труда”. Школа будущего в его мечтах – это школа здоровьесберегающая, личностно ориентированная, школа сотрудничества.
Т.М. Мишина, учитель иностранного языка из Батецкой: “Моё кредо - развитие каждого ученика по максимуму своих способностей”. Школа будущего в её представлении – производитель человечности”.
Н.С. Банникова, учитель географии школы № 4 Великого Новгорода: “Надо от своего знания спуститься до незнания детей. И вновь проделать путь к знанию вместе с ними, всё также удивляясь, восхищаясь и увлекаясь, как в первый раз”.

И всё это в школе своей мечты – человекосберегающей.

 

Назад, к списку статей ННГ N10 за 2004 год

_ Новая Новгородская Газета _

Имя: